Будем знакомы!

Виктор Александрович Малахов

 

Я. художник самоучка в четвертом поколении.

В моем роду было трое художников:

- Иван Георгиевич Знак - богомаз;

- Андрей Георгиевич Знак - художник;

Мой дед - Фёдор Малахов , художник иконописец.

Все они расписывали церкви, писали иконы, портреты.

Видимо это передается по наследству! 

 

 

    Я  уже в таком возрасте, когда есть чем поделиться с другими людьми. И это не только произведения искусства, но и довольно мудрые мысли. Часто молодым именно этого не хватает. Не всему сказанному люди верят. По этому считаю будет правильно сначала рассказать о себе от А - до - Я. Это не будет автобиография, хотя - куда от нее денешься? 

 

     И так:    Я помню самое первое свое появление на этот свет!  Кому не рассказывал - ни кто не верит! Все утверждают, что момент родов в принципе ни кто не может видеть... Но факт остается фактом, подтвержденный моей мамой!   Родился я в Сухумском родильном доме, в Абхазии. Первое мгновение и впечатление на всю жизнь - темная комната с высоким потолком. Стены окрашены в цвет слоновой кости (очень небрежно, видимо красили уже раз двадцать с подтеками).  Надомной огромный, как тогда мне показалось, металлический круглый светильник, в котором штук пять ламп, закрытых слегка выпуклыми белыми светильниками. Сейчас бы я его мог сравнить с НЛО. Надомной три человека. Один мужчина и две женщины. Меня поднимают ближе к свету... Но дальше видимо я закрыл глаза и фотография исчезла!

                 Следующее воспоминание из раннего детства - мне было всего два месяца!  Мои родители  (отец) тогда работал в метрострое - участвовал в создании туннеля для железнодорожной ветки в горах Нового Афона.  Мама была дома со мной и старшим братом. Ему тогда было два годика. Когда пришло время возвращаться строителям по местам постоянного места жительства, (мне уже было два месяца), мама несла меня на руках и, видимо случайно мое лицо приоткрыло одеяло, но я успел сфотографировать картинку - улица - не улица, скорее просто горный спуск к морю. Камни на дороге. Несмотря на то, что было уже начало декабря - снега не было. Слева от дороги рабочий поселок (деревянные финские домики за высокими деревянными заборами). Далеко внизу синело море.  Это был поселок Эшеры!

                  Спустя много лет, я рассказал маме эту детскую картинку из моей памяти и она все в точности подтвердила, что все так и было! Хотя я ни где не видел этих мест и до сих пор ни разу еще не был в Абхазии!

               

                 Сознательные воспоминания из моего детства  начинаются уже с двух -трех летнего возраста.

Жили мы тогда тремя семьями в одном маленьком домике из двух комнатушек у маминых родителей в Мелитополе на Украине. Родня у нее большая - и детишек много. Как соберутся вместе - веселья хоть отбавляй!

 

                 У взрослых свои заботы, свои развлечения. В основном они собирались вместе для оказания помощи  родителям по хозяйству, да и в гости приезжали из разных городов частенько. Вечером, по традиции, играли в карты в "дурака". И пока не повесят пиковую даму кому-то - не расходятся! Бывало и до утра играют... А мы с другими детьми заняты своими делами - в основном играли в ролевые игры. Поскольку мой дедушка по маминой линии работал стрелочником на железной дороге, то у него дома был инвентарь - фонарь, флажки молоток и т. д. ...  Все это мы использовали в играх. Поездом нам служила старая вишня в конце огорода.

 

               Первые  свои трудовые деньги я заработал в пять лет. Я был самым спокойным и послушным мальчишкой из нас двоих, хотя и младше на два года своего брата. И меня часто брала с собой (когда ездила в гости в Крым или Полтаву моя тетя Нина, мамина сестра и моя крестная. Я часто у нее проводил время и она мне читала много стихов Пушкина, сказки, другие книжки... Так вот к пяти годам я уже знал почти все стихотворения Пушкина, Некрасова, Лермонтова, которые у нее  были дома. Память меня не подводила и любой стих я запоминал с первого раза. Хотя добрую треть слов еще не понимая значения.  

        И вот, едим мы с ней в поезде в Полтаву к ее брату в гости. Плацкартный вагон. Народу полно.   Один из пассажиров захотел меня научить стихотворению Пушкина ...  А я выдал ему все это стихотворение до конца! Его удивления не было предела. Тогда он поставил меня  на стол и попросил еще что знаю почитать. И я начал с Лермонтовского "На смерть поэта" И когда уже дело подходило к финалу: " .... И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!" Раздались аплодисменты и зашуршали бумажки.   Тогда рубль был очень большой наградой! Кто конфету даст кто печенье. А этот дедушка дал сразу три рубля! А я сходу его передаю крестной со словами - " Вот, возьмите на хлебушек!"  Некоторые слушатели начали плакать. Я конечно не понимал почему?  Но это были мои первые трудовые деньги.  Потом я читал еще долго...  почти два часа. Но кроме аплодисментов больше ни чего так и не заработал!

 

                Рисовать я начал сразу же, как только мне под руку попался чистый листок бумаги.  Тоже где-то в пять лет. (Раньше не припомню).  А с бумагой тогда были проблемы. И я рисовал на вкладках в книгах.  Там всегда вставлялись чистые листы плотной хорошей бумаги, как в начале, так и в конце книги... Я не пропустил ни одной книжки, что бы там что-то не нарисовать.

Родители заметили мои способности и стали поощрять мои увлечения.   Отец уже работал в депо а там с ним работал дядя Леня - художник (фамилию уже не припомню). Так вот когда он узнал о моих способностях, то передал мне целый пакет разных (уже заканчивающихся и не нужных ему масляных красок).  Моим радостям не было предела! Мама выделила мне кусок брезента и я на нем нарисовал Новогоднюю открытку (дед Мороз едет на санях на тройке с елкой и подарками). Картина метрового размера всем очень понравилась и меня шестилетнего, вместе с этой картиной повели в изостудию в Дворец пионеров.

              Занятия в изостудии мне нравились, но постоянно тянуло в другую комнату, где стояли натуры для взрослых (череп, сложные гипсовые лепнины). Меня несколько раз от туда выгонял руководитель Илларий Андреевич.    Но я по прежнему, украдкой, ухитрялся порисовать там!  Все это продолжалось до тех пор, пока мне не поставили ультиматум. И я перестал ходить в изостудию! 

             Рисовать конечно не перестал, но уже дома. Ни одного чистого места не пропускал. Но однажды родители увидели мою тайную работу, которую я выполнил карандашом внутри раскладного дивана на ровной фанерной подложке! Это был групповой портрет вождей мирового пролетариата - Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Я уже не помню от куда я их срисовал, но вышло на столько убедительно и похоже, что этот диван не выбрасывался только из-за этих рисунков двадцать лет!!!   И после этого мне уже предрекали перспективу в продолжении наследия своих предков - художников деда и прадеда и его брата по отцовской линии.

 

            Далее была школа. Естественно, все учителя еще при знакомстве с будущими учениками узнавали о способностях своих будущих воспитанников. И всячески старались развивать способности, стимулировать к творчеству.  Конечно, все стенгазеты, стенды, выставки, макеты, диорамы, панорамы и прочие не обошли меня стороной! Потом были барельефы, скульптуры, поделки из дерева и глины. Конечно, мне многое прощалось. И я это видел и ценил. Уже в старших классах на уроках литературы (особенно на украинском) я постоянно что-то рисовал карандашом на парте. Классная руководитель Зинченко Ольга Павловна часто подходила смотрела и не запрещала мне заниматься посторонним делом. К чести сказать, я всегда был готов ответь на любой ее вопрос. Рисование мне не мешало слушать ее внимательно.

               После восьмого класса мне предложили друзья (которые продолжали посещать изостудию в Пионерском Дворце) ехать с ними поступать в художественное училище прикладного искусства им. И. Труша во Львове.  

Я согласился. Но поскольку жили мы очень бедно, то я имел в своем распоряжении только железнодорожный билет туда и деньги на обратную дорогу, плюс еще тридцать рублей.  Вступительные работы мои приняли. Экзамены я сдавал нормально, но с деньгами не рассчитал. Я и так питался скромно (булочка с чаем), потому что нужно было купить и краски и кисти для экзамена.  Но специальность я сдал полностью, а вот дальше -  оставалось сдать язык... А у меня уже нет денег и на булку!  Пробовал заработать... Оказалось для пятнадцатилетнего пацана  совсем не просто! И я принял решение - забрать документы и ехать домой!  На этом все попытки к художественному образованию были отложены на пять лет.

 

              Дальше - армия и на много масштабные оформительские работы. Опыт работы художником в Доме офицеров в г. Мозырь в Белоруссии.  После срочной службы - меня пригласили работать в Мелитопольский Дом офицеров художником.  И с этого времени я начал писать картины более серьезные. Готовился к поступлению в Киевский художественный институт.  Подготовил работы в приемную комиссию, сдал. И в свободное время походил по аудиториям, по выставкам  выпускников... И страшно разочаровался! В то время была тенденция к крупномазковой абстракции. Я не понимаю а ни Сальвадора Дали, а ни Ван Гога!  Я тогда был полностью поглощен эпохой Возрождения, Леонардом да Винчи, Рафаэлем, Адольфом Бугеро!   И в расстроенных чувствах не стал даже сдавать экзамены (предварительно поговорив со студентами), забрал документы и окончательно прекратил все попытки к художественному образованию, как таковому!  Но совершенно не перестал учиться самостоятельно на лучших образцах мирового искусства.  

 

            Но поскольку еще ни одного художника при жизни не ценили на столько, на сколько ему достаточно для жизни и творчества, мне пришлось сменить вид деятельности и я стал профессиональным военным!  25 лет отдал Родине. При этом параллельно оформил неисчислимое количество ленинских комнат, народознавчих світлиць, музеев славы, портретных галерей сослуживцев и различных выставок. Каждая женщина военнослужащая нашей части к женскому дню получила в подарок еще и свой портрет маслом!  Но найти сейчас их следы, даже для портфолио, не реально!  

 

            Не упускаю возможность участвовать в выставках.  Мои работы можно было посмотреть в Арт-галерее "Скрижаль" в Запорожье. 

 

              Теперь появилась  возможность сделать сайт, использовать интернет...   Здесь можно и учиться у других и самому реализовать свои работы.  Именно для этой цели я создал  этот сайт.